Иона Моисеевич Атаманский

Участок №8(ст.)

Иона Моисеевич Атаманский (22.09(04.10).1855 - 30.05.1924) - протоиерей, настоятель Свято-Николаевской Портовой церкви. В 1996 году останки священнослужителя перезахоронены в нижний храм Свято-Успенского собора.

Из архива А.Крантова

Из архива А.Крантова.

Из архива А.Крантова.

Первая биография/агиография И.М. Атаманского была составлена и опубликована протоиереем Виктором Фёдоровичем Чеменой во время румынской оккупации Одессы. Правда, в ней довольно много неточностей. В тот период в оккупационной румынской прессе немало места уделяли личности Ионы Атаманского. Об этом будет ниже.





Из частной коллекции.
Наиболее полная и достоверная информация о биографии протоиерея Атаманского и его семьи была собрана одесским исследователем Виктором Александровичем Михальченко в книге "Иона Атаманский. Жизнь и служение"(Изд-во ТЭС, Одесса, 2019).



Будущий протоиерей родился в семье дьячка Рождество-Богородничного храма на Слободке Моисея Мартиновича Атаманского и Гликерии Яковлевны Геримовой 22 сентября 1855.

Запись о рождении И.Атаманского в метрической книге Рождество-Богородничного храма. ГАОО, ф.37, оп.3-а, д.162, л.452-453.
Всего в их семье было пятеро детей: Емелиан, Елисей, Анна, Иона и Ольга. Исследователем В.Михальченко было установлено, что семья проживала в доме на Слободке за храмом. Красным квадратом выделен участок, где находился дом Атаманских.

Иона Моисеевич обучался в Одесской духовном училище, не закончив которое, был принят в Одесский Свято-Успенский монастырь для причетнической должности. В 1873-м посвящён в стихарь. Тогда же определён псаломщиком к Покровской церкви с.Возсиятского Елисаветградского уезда. В 1879-м году был призван рядовым на воинскую службу в 58-й пехотный Прагский полк.Через два года был уволен с военной службы по состоянию здоровья.

С 1882 года служил псаломщиком в Свято-Троицком храме с.Кетрисановки Елисаветградского уезда. Через 3 года возведён в сан диакона и переведён в Успенский собор г.Дубоссар Тираспольского уезда.В 1889-м рукоположен в сан священника и определён к Благовещенской церкви с.Николаевки 2-й(Кардашёвки) Елисаветградского уезда.

С 03.11.1897 в должности 3-го священника в Одесском Свято-Успенском храме. С 28.05.1901 назначен настоятелем Свято-Николаевской Портовой церкви.

"Справочная книга Херсонской епархии". Одесса, 1906 г.

 

В 1923-м году был арестован по обвинению в борьбе с обновленчеством, вскоре отпущен.

Источник. Ошибки в датах рождения и смерти.

 


И.М.Атаманский с семьёй. Около 1913 г. Фотография из книги В.А. Михальченко "Иона Атаманский. Жизнь и служение".

Настоятель Николаевской Портовой церкви вместе с семьёй проживал в доме для причта, который был возведён в 1903 году возле храма. Он хорошо виден на снимке одесского фотографа Викентия Кугеля.


Ионе Моисеевичу удалось также приобрести участок возле мужского монастыря на Большом Фонтане. Ныне этот участок соответствует адресу ул. Дача Ковалевского угол Монастырского переулка.

Часть плана Черноморского побережья "Швейцария. Дача Ковалевского". Сост. К.В. Висковский.

Иона Моисеевич скончался 30 мая 1924 года от уремии.

ГАОО,ф.Р8085,оп.1,д.228,л.41.
А уже 12 августа(на кресте неправильная дата смерти. Возможно, хотели указать по старому стилю) того же года умерла и  Анастасия Феофановна Атаманская.

ДАОО,ф.Р-8085,оп.1, д.228, л. 117(об).

Описание похорон было напечатано уже во время румынской оккупации Одессы. В газете "Молва"(№134) от 16 мая 1943-го были напечатаны воспоминания некой М.М. Под этими инициалами скрывалась баронесса Мария Фёдоровна Мейендорф(1869 - 1962), жившая тогда в Одессе. Описание похорон И.Атаманского позднее будут включены в книгу её воспоминаний.

 Привожу здесь полностью статью из "Молвы":

"Было это в 1924 году. 17 мая скончался глубокочтимый всеми верующими настоятель портовой церкви Николая-Чудотворца, отец Иона Атаманский. Кто в Одессе (да и не только в Одессе) не знал этого пастыря высокой строгой жизни, полного любви к человечеству. умевшего читать в сердцах людей и славившегося не одним случаем исцеления припадочных.— истеричных больных. Он вел борьбу с пороками среди портовых рабочих, среди грузчиков, среди самых грубых представителей человечества, среди тех людей, которых Горький описал в своей пьесе «На дне». Он не гнушался ими; он шел к ним с открытым сердцем и они иначе не называли его, как «наш батюшка». Когда коварные богопротивники, желая поколебать православие, постарались внести раскол в Церковь Христову и стали покровительствовать так называемой «Живой церкви», отец Иона оставался - верен древлеправославному исповеданию, и многие священники, по неведению отклонившиеся от истинной церкви, приходили к нему на покаяние; а он благословлял их снова на служение правой вере. Многие из них в последующие годы пострадали за свою веру, за свою стойкость, за свою непоколебимость. В то время, как впрочем, и до самого конца своего господства, коммунисты преследовали церковь не открыто. Они не издавали приказов о закрытии всех церквей, об изгнании всех священнослужителей. Нет. Они отнимали у населения одну церковь за другой. То под предлогом, что не уплачены налоги, то арестовывая священнослужителей, как контрреволюционеров, то, наконец,предлагали рабочим и служащим на заводах подписывать просьбы о закрытии якобы ненужных им церквей. Опасность остаться без заработка и обречь семью на голод заставляли людей подчиняться. Но многие церкви еще функционировали, в том числе и Николаевская, портовая: не смели тронуть любимого батюшку Но вот он скончался. Перед властями стал вопрос, как избежать чересчур многолюдных похорон? Рабочие просят разрешения хоронить усопшего в 4 часа дня, когда кончаются работы на заводах (тогда еще не было 24-х часовой работы в три сметы). Власти отказывают им; назначают в 10 часов утра. Духовенство вынуждено подчиниться, во внутренние порядки культа власти, якобы, не вмешиваются; они же кричат об этом на всю Европу, и духовенство, пользуясь этим, служит панихиды, заупокойную литургию, чин отпевания, растягивает возгласы и песнопения, посылает людей успокоить рабочих и заканчивает богослужение в церкви только в четвертом часу дня. Медленно готовятся к выносу тела, ждут рабочих. Власти бессильны. Портовая церковь крошечная, всякий понимает, что внутри храма места хватит только для духовных лиц и родственников. Стоят всюду; стоят в порту, стоят на грандиозной лестнице, ведущий в порт, стоят на Николаевском бульваре, на Сабанеевом мосту; стоят с утра; упорно; все утомлены, но не уходят: народ хочет принять участие в похоронах «своего батюшки». А власти задумывают новую каверзу: снимают всю милицию с постов и возлагают всю ответственность на духовенство. Нет нигде ни конного, ни пешего милиционера. Громадная толпа предоставлена самой себе. Власти думали, что толпа в момент выноса устремится к церкви, сомнет друг друга, произойдет «Ходынка». Но они ошиблись. Я лично была внизу, у самой церкви; передо мной высилась лестница, площадь которой по самым скромным подсчетам вмещала тысячи, четыре человек. Я не без беспокойства поглядывала на худенького мальчика, стоявшего около меня (а за ним был каменный забор); что будет, когда вынесут гроб, если все эти тысячи людей захотят одновременно приблизиться к печальной колеснице? Сверху церковь и прилегающая улица видны были, как на ладони. Но произошло чудо. По просьбе дьякона, люди, стоявшие около церкви, расступились, вынесли гроб, а толпа на лестнице не дрогнула: не перегоняя друг друга, с сердцем, полным печали, с сознанием, что каждый отдает свой последний долг покойному, с опущенными, головами, со слезами на главах люди медленно опускались вниз и присоединялись к шествию. Я много раз бывала в толпе. Но такой толпы я никогда не видела! Это не была толпа, желающая что-то видеть, это не была толпа, желающая что-то получить, что-то захватить, это не была толпа желающих кого-то обогнать или от чего-то уйти — это вообще не была толпа. Это было, «множество», множество людей, объединенных одним чувством благоговения. одним желанием выразить это благоговение; это была толпа не разрушающая, а толпа созидающая, утверждающая, Она медленно двигалась по улицам города Одессы по направлению к далекому кладбищу на Слободке-Романовке. Она возрастала с каждой минутой. Она растянулась кварталов на семь, занимая сплошь всю мостовую и оба тротуара. Трамваи стали. Люда шли и пели «Христос воскресе из мертвых» и другие пасхальные песнопения, с балконов и из окон дмов летели в толпу цветы; эти цветы подхватывались и перебрасывались дальше, пока не достигали катафалка, который следовал за гробом. Люда не стремились что-то взять себе на память, а старались дать. Гроб несли на руках от самого порта до самого кладбища.

 При выходе из церкви, на пути следования была небольшая яма, вырытая для посадки дерева; видеть ее было нельзя, т. к. люди шли плотной массой, но в нее никто не попадал: каждый предупреждал идущего за  ним. Разве это не чудо? А вот и еще. Отец Иона исцелял припадочных. Ясно, что исцеленные все были тут .Я ждала, что начнутся стенания, плач, крики; но ни один звук не нарушил стройной, торжественной тишины во все время похорон. Отец Иона излечивал больных не временно: он излечивал их окончательно. Их молчание тоже было чудом. Подошли к одной из, церквей, обнесенной оградой, имевшей двое ворот. Гроб внесли в ограду, отслужили литию и пошли дальше, выходя в другие ворота. Молящиеся хотели пройти тем же путем: по очереди входили люди в одни ворота и выходили из  других; всякий терпеливо ждал, чтобы прошли предыдущие. И в воротах не было давки. Я и это осмелюсь назвать чудом. Когда процессия спускалась по Градоначальницкой улице в овраг, отделяющий Слободку от  города, я видела, что впереди тоже шли колонны людей. Я вышла из своих рядов и пошла по краю тротуара, чтобы присоединиться к передним. Тут я видела, как окрестные жители выносили хлеб, калачи, пироги и воду, чтобы поддержать силы провожающих. Увидела я также, что весь путь следования был устлан зеленью. По этой зелени ступали дети, шедшие в стройном порядке и несущие цветы и венки, за ними певчие, потом хоругви, кресты и, наконец, гроб с покойным, несомый на руках все теми же почитателями его, грузчиками и рабочими. Мне рассказывала потом одна старушка, как на вопрос ее: «А вам, не трудно?» она услышала ответ: «Такого батюшку мы и до царства небесного нести не устали бы». И вот толпа, спустившаяся в овраг и начинавшая уже подыматься в гору, увидела наверху, на значительном расстоянии, священников, вышедших из Слободской церкви с крестами в руках и ожидающих приближения погребальной процессии. Они стояли на склоне горы, освещенные лучами заходящего солнца. Один из них приветствовал каждого приближающегося словами; «Христос Воскресе». Люди подходили к нему под благословение, целовали крест и шли дальше. Высокий и стройный, он стоял, точно утес среди реки, резал ее течение на две струи, и струи эти снова смыкались за ним. Картина была незабываемая. Именно там, наверху, можно было, оглянувшись, объять взором всю процессию и видеть, сколь велика была толпа, сколь длинна была эта река людей. Жар начал спадать. Наступал вечер, Часам к восьми вошли в ограду старого слободского кладбища. Стало быстро темнеть. Люди, теряя друг друга из виду, тихонько окликали тех, с кем шли, чтобы не растеряться. Пение смолкло. Над кладбищем царил шепот говорящих вполголоса людей. Я уже ничего не видела. Я слушала! И вот я услышала тишину. Она началась там, где опускали в могилу прах усопшего, и откуда быстро распространилась кругом. Она докатилась до меня и покатилась дальше, захватывая всё большее и большее пространство. Шло погребение. Говорились надгробные речи. Слова речей слышали ближайшие; дальше было лишь слышно, что кто-то что-то говорит; еще дальше уже ничего не было слышно. Но молчали все. Это величавое молчание многотысячной толпы тоже производило впечатление чуда. Кто не был в тот день среди нас, тот не может представить себе этого величия; кто был—тот не забудет его! 

Чувство, что Церковь Христова непоколебима, исполнило сердце присутствующих. Вера в непобедимость её оставалась в душах их во все время, во все долгое время все усиливающегося гонения на веру православную. Теперь, когда храмы снова наполняются молящимися, мы, в видевшие тогда число верных, не удивляемся; мы только радуемся. Радуемся, тому, что, наконец, могут вылиться наружу чувства, которые так долго лежали на дне души; радуемся, что настали дни, когжа мы снова, можем громко славить Бога-Отца, Бога-Сына, Бога Духа Святого. Слава Тебе Господи, слава Тебе!"

В первой половине 1930-х годов Николаевская Портовая церковь была разрушена. На открытке, выпущенной в 1933-м году видно место, где стояла церковь. Дом для причта ещё не снесён.

Из архива А.Крантова.
 В дальнейшем большевистская власть уже боролась с памятью об Ионе Атаманском. В этой заметке идёт речь о священнике Василии Крупском, который был супругом дочери Ионы Атаманского Любови.

"Известия Одесского окружкома КПБУ, Окрисполкома и ОПБ",№1787. - 17 ноября. - 1925.

 Далее в том же духе.

"Коммунист"(Харьков), №191(1679). - 23 августа. - 1925.
В этой заметке имя профессора-окулиста не названо, но несложно понять, что имелся ввиду Владимир Петрович Филатов.

"Известия" № 1810. - 13 декабря. - 1925.

Во время румынской оккупации тон публикаций, посвящённых памяти протоиерею, естественно, кардинально поменялся.

"Одесская газета" №123(402) - 29 мая. - 1943.

"Одесская газета" №127(406) - 3 июня - 1943
О выпуске брошюры, посвящённой И.Атаманскому.

"Одесса" №204(416). - 9 сентября. - 1943.

"Одесская газета" №211(490).- 11 сентября. - 1943

Фотограф О.В. Вольский сделал снимки палисада Атаманских в 1970-80-е гг.

Из архива А.Крантова.

Фотография из архива А.Крантова.

Фотография из архива А.Крантова.

1 июля 1996 года мощи Ионы Атаманского были перенесены в Свято-Успенский собор.

Фотография 2019 года.

Фотография 2019 года.

В палисаде также погребены:

Моисей Мартинович Атаманский (1824 - 07(19).10.1859) - отец Ионы Атаманского.

Гликерия Иаковлевна Атаманская (1823 - 02(14).06.1863) - мать Ионы Атаманского.

Моисей Атаманский был сыном выходцем из с.Лесовичи Таращанского уезда Киевской губернии. Его отец служил пономарём. 27 октября(8 ноября) 1846 года в Покровской церкви(Одесса) Моисей Мартинович сочетался браком с одесской мещанкой Гликерией Яковлевной Геримовой.

ГАОО, ф.37, оп.3-а, д.5, с.195.

Позднее некоторое время супруги проживали в Киеве, где у них родился сын Емельян(05(17).08.1848 - ?. В 1865-м году он служил пономарём в Петропавловской церкви с.Петровского Одесского уезда). В 1849 году Атаманские возвращаются в Одессу. В нашем городе Моисей Мартинович снова был принят в духовное сословие. Служил дьячком в Вознесенской(с.Куяльник) и Георгиевской(с.Дальник) церквях. С 1855 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Слободке(Одесса). Рукоположен в сан диакона.

В Одессе у Атаманских родились ещё 4 детей.

14(26) июня 1851 года родился сын Елисей. Крестили через 3 дня в Петропавловской церкви.

ГАОО,ф.37,оп.3-а, д.113,л.49.
Известно, что Елисей Моисеевич в 1868-м году служил пономарём в Георгиевской церкви с. Егоровки Одесского уезда.

2(14) февраля 1853 года родилась дочь Анна. Крестили в Вознесенской церкви(с.Куяльник).

ГАОО,ф.77,оп.3-а,д.144,л.754.
22 сентября(4 октября) 1855 года родился сын Иона(см.выше).

24 июня 1857 года родилась дочь Ольга. Крестили её в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

ГАОО,ф.37,оп.3-а, д.101, л.28.
Моисей Мартинович и Гликерия Яковлевна ушли из жизни в молодом возрасте.

7(19) октября 1859 года скончался от чахотки М.М. Атаманский. Отпевали диакона в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

ГАОО,ф.37.оп.3-а,д.102,л.117.
Через 4 года не стало и Гликерии Яковлевны. Она скончалась 2 июня 1863 года также от чахотки. Отпевали в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
ГАОО,ф.37,оп.3,д.1458,л.95.

На памятнике ошибка в дате смерти и в возрасте Моисея Мартиновича.

Фотография А.Крантова, 2023 г.

Фотография А.Крантова, 2019 г.






Вера Ионовна Еленева(ур.Атаманская) (17.01(29.01)1875 - 16.03.1952)

Родилась в с.Возсиятское. Крестили в Покровском храме.

ГАНО,ф.484,оп.1,д.519,л.293.

Обучалась в Епархиальном училище, но не закончила его.

В 1897-м году Вера Атаманская вышла замуж за выпускника семинарии Андрея Фёдоровича Еленева(1872 - 26.01.1904). 





А.Ф.Еленев скончался от воспаления лёгких. Вера Ионовна переехала к отцу в Одессу. Младшая дочь Неонила обучалась в Епархиальном женском училище. 

Фотография А.Крантова, 2023 г.

Мелания Ионовна Бурячек (13.01.1895 - 21.06.1962)

Родилась в с.Николаевка(Кардашево). Окончила Одеское Епархиальное женское училище. Вышла замуж за Георгия Даниловича Бурячека.

25 марта 1926 года у них родился сын Пётр. Семья тогда проживала на ул.Жуковского, 26. 

ГАОО, ф.Р-8085, оп.1, д.360, л.118.

Георгий Данилович Бурячёк скончался 13 апреля 1929. Место погребения неизвестно. Возможно, Слободское кладбище.

ГАОО, ф.Р-8085, оп.1, д.702, л.32(об).




 

Мария Ионовна Харченко (1897- 10.09.1987);

- Михаил Анатольевич Давыдов (08.11.1912 - 07.09.1978);

- Баранова Надежда Михайлова (12.07.1909 - 22.02.1987);

-

- Бурячек Пётр Георгиевич (1926 - 2005);

- Леонтьева Елена Петровна (07.08.1950 - 18.09.2012)





Иосиф Ионович Атаманский (02(14).04.1877 - ?)

Родился в с.Возсяитском Елисаветградского уезда(совр. Вознесенский район в Николаевской области).

ГАНО, ф.484,о.1,д.523,л.8.

 

Надежда Ионовна Пещанская(ур. Атаманская) похоронена на Втором христианском клдабище
 






Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Александр Михайлович Иванов

Михаил Семёнович Воронцов

Иван и Фёдор Дубиновы