Иона Моисеевич Атаманский
Участок №8(ст.)
Иона Моисеевич Атаманский (22.09(04.10).1855 - 30.05.1924) - протоиерей, настоятель Свято-Николаевской Портовой церкви. В 1996 году останки священнослужителя перезахоронены в нижний храм Свято-Успенского собора.
![]() |
Из архива А.Крантова |
![]() |
Из архива А.Крантова. |
![]() |
Из архива А.Крантова. |
Первая биография/агиография И.М.
Атаманского была составлена и опубликована протоиереем Виктором Фёдоровичем Чеменой во время румынской оккупации Одессы. Правда, в ней
довольно много неточностей. В тот период в оккупационной румынской прессе немало места уделяли личности Ионы Атаманского. Об этом будет ниже.
![]() |
![]() |
![]() |
Из частной коллекции. |
![]() |
Будущий протоиерей родился в семье дьячка Рождество-Богородничного храма на Слободке Моисея Мартиновича Атаманского и Гликерии Яковлевны Геримовой 22 сентября 1855.
![]() |
Запись о рождении И.Атаманского в метрической книге Рождество-Богородничного храма. ГАОО, ф.37, оп.3-а, д.162, л.452-453. |
Иона Моисеевич обучался в Одесской духовном училище, не закончив которое, был принят в Одесский Свято-Успенский монастырь для причетнической должности. В 1873-м посвящён в стихарь. Тогда же определён псаломщиком к Покровской церкви с.Возсиятского Елисаветградского уезда. В 1879-м году был призван рядовым на воинскую службу в 58-й пехотный Прагский полк.Через два года был уволен с военной службы по состоянию здоровья.
С 1882 года служил псаломщиком в Свято-Троицком храме с.Кетрисановки Елисаветградского уезда. Через 3 года возведён в сан диакона и переведён в Успенский собор г.Дубоссар Тираспольского уезда.В 1889-м рукоположен в сан священника и определён к Благовещенской церкви с.Николаевки 2-й(Кардашёвки) Елисаветградского уезда.
С 03.11.1897 в должности 3-го священника в Одесском Свято-Успенском храме. С 28.05.1901 назначен настоятелем Свято-Николаевской Портовой церкви.
![]() |
"Справочная книга Херсонской епархии". Одесса, 1906 г. |
В 1923-м году был арестован по обвинению в борьбе с обновленчеством, вскоре отпущен.
![]() |
Источник. Ошибки в датах рождения и смерти. |
![]() |
И.М.Атаманский с семьёй. Около 1913 г. Фотография из книги В.А. Михальченко "Иона Атаманский. Жизнь и служение". |
Настоятель Николаевской Портовой церкви вместе с семьёй проживал в доме для причта, который был возведён в 1903 году возле храма. Он хорошо виден на снимке одесского фотографа Викентия Кугеля.
![]() |
![]() |
Часть плана Черноморского побережья "Швейцария. Дача Ковалевского". Сост. К.В. Висковский. |
Иона Моисеевич скончался 30 мая 1924 года от уремии.
![]() |
ГАОО,ф.Р8085,оп.1,д.228,л.41. |
![]() |
ДАОО,ф.Р-8085,оп.1, д.228, л. 117(об). |
Описание похорон было напечатано уже во время румынской оккупации Одессы. В газете "Молва"(№134) от 16 мая 1943-го были напечатаны воспоминания некой М.М. Под этими инициалами скрывалась баронесса Мария Фёдоровна Мейендорф(1869 - 1962), жившая тогда в Одессе. Описание похорон И.Атаманского позднее будут включены в книгу её воспоминаний.
Привожу здесь полностью статью из "Молвы":
"Было это в 1924 году. 17 мая скончался глубокочтимый всеми верующими настоятель портовой церкви Николая-Чудотворца, отец Иона Атаманский. Кто в Одессе (да и не только в Одессе) не знал этого пастыря высокой строгой жизни, полного любви к человечеству. умевшего читать в сердцах людей и славившегося не одним случаем исцеления припадочных.— истеричных больных. Он вел борьбу с пороками среди портовых рабочих, среди грузчиков, среди самых грубых представителей человечества, среди тех людей, которых Горький описал в своей пьесе «На дне». Он не гнушался ими; он шел к ним с открытым сердцем и они иначе не называли его, как «наш батюшка». Когда коварные богопротивники, желая поколебать православие, постарались внести раскол в Церковь Христову и стали покровительствовать так называемой «Живой церкви», отец Иона оставался - верен древлеправославному исповеданию, и многие священники, по неведению отклонившиеся от истинной церкви, приходили к нему на покаяние; а он благословлял их снова на служение правой вере. Многие из них в последующие годы пострадали за свою веру, за свою стойкость, за свою непоколебимость. В то время, как впрочем, и до самого конца своего господства, коммунисты преследовали церковь не открыто. Они не издавали приказов о закрытии всех церквей, об изгнании всех священнослужителей. Нет. Они отнимали у населения одну церковь за другой. То под предлогом, что не уплачены налоги, то арестовывая священнослужителей, как контрреволюционеров, то, наконец,предлагали рабочим и служащим на заводах подписывать просьбы о закрытии якобы ненужных им церквей. Опасность остаться без заработка и обречь семью на голод заставляли людей подчиняться. Но многие церкви еще функционировали, в том числе и Николаевская, портовая: не смели тронуть любимого батюшку Но вот он скончался. Перед властями стал вопрос, как избежать чересчур многолюдных похорон? Рабочие просят разрешения хоронить усопшего в 4 часа дня, когда кончаются работы на заводах (тогда еще не было 24-х часовой работы в три сметы). Власти отказывают им; назначают в 10 часов утра. Духовенство вынуждено подчиниться, во внутренние порядки культа власти, якобы, не вмешиваются; они же кричат об этом на всю Европу, и духовенство, пользуясь этим, служит панихиды, заупокойную литургию, чин отпевания, растягивает возгласы и песнопения, посылает людей успокоить рабочих и заканчивает богослужение в церкви только в четвертом часу дня. Медленно готовятся к выносу тела, ждут рабочих. Власти бессильны. Портовая церковь крошечная, всякий понимает, что внутри храма места хватит только для духовных лиц и родственников. Стоят всюду; стоят в порту, стоят на грандиозной лестнице, ведущий в порт, стоят на Николаевском бульваре, на Сабанеевом мосту; стоят с утра; упорно; все утомлены, но не уходят: народ хочет принять участие в похоронах «своего батюшки». А власти задумывают новую каверзу: снимают всю милицию с постов и возлагают всю ответственность на духовенство. Нет нигде ни конного, ни пешего милиционера. Громадная толпа предоставлена самой себе. Власти думали, что толпа в момент выноса устремится к церкви, сомнет друг друга, произойдет «Ходынка». Но они ошиблись. Я лично была внизу, у самой церкви; передо мной высилась лестница, площадь которой по самым скромным подсчетам вмещала тысячи, четыре человек. Я не без беспокойства поглядывала на худенького мальчика, стоявшего около меня (а за ним был каменный забор); что будет, когда вынесут гроб, если все эти тысячи людей захотят одновременно приблизиться к печальной колеснице? Сверху церковь и прилегающая улица видны были, как на ладони. Но произошло чудо. По просьбе дьякона, люди, стоявшие около церкви, расступились, вынесли гроб, а толпа на лестнице не дрогнула: не перегоняя друг друга, с сердцем, полным печали, с сознанием, что каждый отдает свой последний долг покойному, с опущенными, головами, со слезами на главах люди медленно опускались вниз и присоединялись к шествию. Я много раз бывала в толпе. Но такой толпы я никогда не видела! Это не была толпа, желающая что-то видеть, это не была толпа, желающая что-то получить, что-то захватить, это не была толпа желающих кого-то обогнать или от чего-то уйти — это вообще не была толпа. Это было, «множество», множество людей, объединенных одним чувством благоговения. одним желанием выразить это благоговение; это была толпа не разрушающая, а толпа созидающая, утверждающая, Она медленно двигалась по улицам города Одессы по направлению к далекому кладбищу на Слободке-Романовке. Она возрастала с каждой минутой. Она растянулась кварталов на семь, занимая сплошь всю мостовую и оба тротуара. Трамваи стали. Люда шли и пели «Христос воскресе из мертвых» и другие пасхальные песнопения, с балконов и из окон дмов летели в толпу цветы; эти цветы подхватывались и перебрасывались дальше, пока не достигали катафалка, который следовал за гробом. Люда не стремились что-то взять себе на память, а старались дать. Гроб несли на руках от самого порта до самого кладбища.
При выходе из церкви, на пути следования была небольшая яма, вырытая для посадки дерева; видеть ее было нельзя, т. к. люди шли плотной массой, но в нее никто не попадал: каждый предупреждал идущего за ним. Разве это не чудо? А вот и еще. Отец Иона исцелял припадочных. Ясно, что исцеленные все были тут .Я ждала, что начнутся стенания, плач, крики; но ни один звук не нарушил стройной, торжественной тишины во все время похорон. Отец Иона излечивал больных не временно: он излечивал их окончательно. Их молчание тоже было чудом. Подошли к одной из, церквей, обнесенной оградой, имевшей двое ворот. Гроб внесли в ограду, отслужили литию и пошли дальше, выходя в другие ворота. Молящиеся хотели пройти тем же путем: по очереди входили люди в одни ворота и выходили из других; всякий терпеливо ждал, чтобы прошли предыдущие. И в воротах не было давки. Я и это осмелюсь назвать чудом. Когда процессия спускалась по Градоначальницкой улице в овраг, отделяющий Слободку от города, я видела, что впереди тоже шли колонны людей. Я вышла из своих рядов и пошла по краю тротуара, чтобы присоединиться к передним. Тут я видела, как окрестные жители выносили хлеб, калачи, пироги и воду, чтобы поддержать силы провожающих. Увидела я также, что весь путь следования был устлан зеленью. По этой зелени ступали дети, шедшие в стройном порядке и несущие цветы и венки, за ними певчие, потом хоругви, кресты и, наконец, гроб с покойным, несомый на руках все теми же почитателями его, грузчиками и рабочими. Мне рассказывала потом одна старушка, как на вопрос ее: «А вам, не трудно?» она услышала ответ: «Такого батюшку мы и до царства небесного нести не устали бы». И вот толпа, спустившаяся в овраг и начинавшая уже подыматься в гору, увидела наверху, на значительном расстоянии, священников, вышедших из Слободской церкви с крестами в руках и ожидающих приближения погребальной процессии. Они стояли на склоне горы, освещенные лучами заходящего солнца. Один из них приветствовал каждого приближающегося словами; «Христос Воскресе». Люди подходили к нему под благословение, целовали крест и шли дальше. Высокий и стройный, он стоял, точно утес среди реки, резал ее течение на две струи, и струи эти снова смыкались за ним. Картина была незабываемая. Именно там, наверху, можно было, оглянувшись, объять взором всю процессию и видеть, сколь велика была толпа, сколь длинна была эта река людей. Жар начал спадать. Наступал вечер, Часам к восьми вошли в ограду старого слободского кладбища. Стало быстро темнеть. Люди, теряя друг друга из виду, тихонько окликали тех, с кем шли, чтобы не растеряться. Пение смолкло. Над кладбищем царил шепот говорящих вполголоса людей. Я уже ничего не видела. Я слушала! И вот я услышала тишину. Она началась там, где опускали в могилу прах усопшего, и откуда быстро распространилась кругом. Она докатилась до меня и покатилась дальше, захватывая всё большее и большее пространство. Шло погребение. Говорились надгробные речи. Слова речей слышали ближайшие; дальше было лишь слышно, что кто-то что-то говорит; еще дальше уже ничего не было слышно. Но молчали все. Это величавое молчание многотысячной толпы тоже производило впечатление чуда. Кто не был в тот день среди нас, тот не может представить себе этого величия; кто был—тот не забудет его!
Чувство, что Церковь Христова непоколебима, исполнило сердце присутствующих. Вера в непобедимость её оставалась в душах их во все время, во все долгое время все усиливающегося гонения на веру православную. Теперь, когда храмы снова наполняются молящимися, мы, в видевшие тогда число верных, не удивляемся; мы только радуемся. Радуемся, тому, что, наконец, могут вылиться наружу чувства, которые так долго лежали на дне души; радуемся, что настали дни, когжа мы снова, можем громко славить Бога-Отца, Бога-Сына, Бога Духа Святого. Слава Тебе Господи, слава Тебе!"В первой половине 1930-х годов Николаевская Портовая церковь была разрушена. На открытке, выпущенной в 1933-м году видно место, где стояла церковь. Дом для причта ещё не снесён.
![]() |
Из архива А.Крантова. |
![]() |
"Известия Одесского окружкома КПБУ, Окрисполкома и ОПБ",№1787. - 17 ноября. - 1925. |
Далее в том же духе.
![]() |
"Коммунист"(Харьков), №191(1679). - 23 августа. - 1925. |
![]() |
"Известия" № 1810. - 13 декабря. - 1925. |
Во время румынской оккупации тон публикаций, посвящённых памяти протоиерею, естественно, кардинально поменялся.
![]() |
"Одесская газета" №123(402) - 29 мая. - 1943. |
![]() |
"Одесская газета" №127(406) - 3 июня - 1943 |
![]() |
"Одесса" №204(416). - 9 сентября. - 1943. |
![]() |
"Одесская газета" №211(490).- 11 сентября. - 1943 |
Фотограф О.В. Вольский сделал снимки палисада Атаманских в 1970-80-е гг.
![]() |
Из архива А.Крантова. |
![]() |
Фотография из архива А.Крантова. |
![]() |
Фотография из архива А.Крантова. |
1 июля 1996 года мощи Ионы Атаманского были перенесены в Свято-Успенский собор.
Фотография 2019 года. |
Фотография 2019 года. |
В палисаде также погребены:
Моисей Мартинович Атаманский (1824 - 07(19).10.1859) - отец Ионы Атаманского.
Гликерия Иаковлевна Атаманская (1823 - 02(14).06.1863) - мать Ионы Атаманского.
Моисей Атаманский был сыном выходцем из с.Лесовичи Таращанского уезда Киевской губернии. Его отец служил пономарём. 27 октября(8 ноября) 1846 года в Покровской церкви(Одесса) Моисей Мартинович сочетался браком с одесской мещанкой Гликерией Яковлевной Геримовой.
![]() |
ГАОО, ф.37, оп.3-а, д.5, с.195. |
Позднее некоторое время супруги проживали в Киеве, где у них родился сын Емельян(05(17).08.1848 - ?. В 1865-м году он служил пономарём в Петропавловской церкви с.Петровского Одесского уезда). В 1849 году Атаманские возвращаются в Одессу. В нашем городе Моисей Мартинович снова был принят в духовное сословие. Служил дьячком в Вознесенской(с.Куяльник) и Георгиевской(с.Дальник) церквях. С 1855 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Слободке(Одесса). Рукоположен в сан диакона.
В Одессе у Атаманских родились ещё 4 детей.
14(26) июня 1851 года родился сын Елисей. Крестили через 3 дня в Петропавловской церкви.
![]() |
ГАОО,ф.37,оп.3-а, д.113,л.49. |
2(14) февраля 1853 года родилась дочь Анна. Крестили в Вознесенской церкви(с.Куяльник).
![]() |
ГАОО,ф.77,оп.3-а,д.144,л.754. |
24 июня 1857 года родилась дочь Ольга. Крестили её в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
![]() |
ГАОО,ф.37,оп.3-а, д.101, л.28. |
7(19) октября 1859 года скончался от чахотки М.М. Атаманский. Отпевали диакона в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
![]() |
ГАОО,ф.37.оп.3-а,д.102,л.117. |
![]() |
ГАОО,ф.37,оп.3,д.1458,л.95. |
На памятнике ошибка в дате смерти и в возрасте Моисея Мартиновича.
Фотография А.Крантова, 2023 г. |
Фотография А.Крантова, 2019 г. |
Вера Ионовна Еленева(ур.Атаманская) (17.01(29.01)1875 - 16.03.1952)
Родилась в с.Возсиятское. Крестили в Покровском храме.
![]() |
ГАНО,ф.484,оп.1,д.519,л.293. |
Обучалась в Епархиальном училище, но не закончила его.
В 1897-м году Вера Атаманская вышла замуж за выпускника семинарии Андрея Фёдоровича Еленева(1872 - 26.01.1904).
![]() |
![]() |
А.Ф.Еленев скончался от воспаления лёгких. Вера Ионовна переехала к отцу в Одессу. Младшая дочь Неонила обучалась в Епархиальном женском училище.
Фотография А.Крантова, 2023 г. |
Мелания Ионовна Бурячек (13.01.1895 - 21.06.1962)
Родилась в с.Николаевка(Кардашево). Окончила Одеское Епархиальное женское училище. Вышла замуж за Георгия Даниловича Бурячека.
25 марта 1926 года у них родился сын Пётр. Семья тогда проживала на ул.Жуковского, 26.
![]() |
ГАОО, ф.Р-8085, оп.1, д.360, л.118. |
Георгий Данилович Бурячёк скончался 13 апреля 1929. Место погребения неизвестно. Возможно, Слободское кладбище.
ГАОО, ф.Р-8085, оп.1, д.702, л.32(об).
Мария Ионовна Харченко (1897- 10.09.1987);
- Михаил Анатольевич Давыдов (08.11.1912 - 07.09.1978);
- Баранова Надежда Михайлова (12.07.1909 - 22.02.1987);
-
- Бурячек Пётр Георгиевич (1926 - 2005);
- Леонтьева Елена Петровна (07.08.1950 - 18.09.2012)
Иосиф Ионович Атаманский (02(14).04.1877 - ?)
Родился в с.Возсяитском Елисаветградского уезда(совр. Вознесенский район в Николаевской области).
![]() |
ГАНО, ф.484,о.1,д.523,л.8. |
Надежда Ионовна Пещанская(ур. Атаманская) похоронена на Втором христианском клдабище
Коментарі
Дописати коментар