Родриго Рохельевич Эрнандес

Участок № 16(н)

Родриго Рохельевич Эрнандес (19.03.1900 - 21.06.1985) - капитан дальнего плавания

Карасевич Фёдор Иванович (22.02.1911 - 13.04.1962) - брат жены Р.Р. Эрнандеса Ефросинии.

Леонард Позолотин:

"Капитан Эрнандес

О том, как сложилась судьба испанских моряков после того, как их судно «Isla de Gran Canaria» после падения республики в 1939 году подняло советский флаг, информация нигде не встречается. Зато о его капитане Родриго Эрнандесе известно многое — данные о нем собрал российский исследователь Владимир Каткевич. Однако сразу подчеркнем, что в свой четвертый — он же последний рейс в СССР — Эрнандес привел из Испании не «Isla de Gran Canaria», а лайнер «Ciudad de Tarragona» (об этом судне чуть ниже). Но все же в советскую историю Родриго вошел именно как капитан «Гран-Канариа», поскольку трижды доставлял на нем грузы из Одессы. Династия морских капитанов Эрнандесов прослеживается до пятого колена, один из пращуров Родриго отличился еще в знаменитом Трафальгарском сражении. Наш же испанский герой родился в 1899 году в городе Хихоне, закончил морскую Академию. С 1936 по 1939 годы работал капитаном дальнего плаванья в Испанском Республиканском флоте, совершая регулярные морские рейсы, в том числе, в СССР. В 1939 году Эрнандес, как пишут отечественные источники, «передал» свой корабль представителю Управления Черноморского пароходства, после чего попросил политического убежища, став безлошадным советским капитаном Рохелием Рохельичем. Убежденный республиканец Эрнандес отказался возвращаться во франкистскую Испанию даже несмотря на то, что на родине у него остались жена и сын. Испанца приняли в Азовское пароходство. С 1939 по 1941 годы он, быстро освоив русский язык, и, к слову, уже отлично знавший английский, французский, итальянский, испанский, немецкий и греческий, работал капитаном на судах «Судком», «Полина Осипенко», «Севастополь». Родриго стал, по сути, «кавказским пленником» — невыездным политэмигрантом, обреченным работать на «Крымско-Калымской» линии (так моряки окрестили черноморский каботаж). В период захвата Одессы немцами испанец оставался на временно оккупированной территории. К этому времени Родриго уже обзавелся второй семьей — его супругой стала одесситка с Садовой улицы Евфросинья Ивановна, которая родила ему дочь Фелицию. Рослый, крепко сложенный темпераментный брюнет-красавец с выразительными карими глазами не мог долго остаться без женского внимания. После освобождения города в 1944-ом году Эрнандес работал капитаном на судах черноморского и азовского бассейнов: «Интернационал», «Зырянин», «Котовский». Однако прогрессирующая на волне победной эйфории паранойя Сталина все же дала о себе знать. В 1947 году Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О лицах иностранных национальностей, работающих на судах, предприятиях и в учреждениях Министерства морского флота», которое гласило: «В целях укрепления личного состава экипажей судов, особенно судов заграничного плавания, а также состава работников пароходств и портов Министерства морского флота ЦК ВКП(б) постановляем: а) освободить от работы на судах заграничного плавания всех лиц иностранных национальностей; б) немедленно освободить всех лиц иностранных национальностей от работы в радиоцентрах и телефонных станциях, в диспетчерских пароходств, портов и агентств, на службах эксплуатации флота; в) в 3-месячный срок заменить лиц иностранных национальностей, работающих на судах каботажного плавания, в управлениях пароходств, портах, проектных организациях, научно-исследовательском институте, учебных заведениях; г) Министерству морского флота впредь не допускать приема на суда, предприятия и в учреждения морского флота лиц иностранных национальностей». В 1948 году гнев генсека обрушился и на испанских республиканцев. Эрнандес был арестован в Одессе органами водного отдела МГБ и осужден на 10 лет по ст. 54 УК УССР (соответствует ст.58 УК РСФСР — «контрреволюционная деятельность). В Одессе ходили слухи, что «благословил» Рохелия Рохельича «до хозяина» капитан батумского порта, положивший глаз на супругу Эрнандеса. Наказание Родриго отбывал в городе Инжа (КомиЛАГ). Был освобожден после смерти Сталина в 1955 году «за прекращением дела с полной реабилитацией». Только спустя 2 года после реабилитации испанцу снова доверили судно — с 1957-го он работал на черноморских пассажирах-рысачках «Котовский», «Горловка», «Павлодар», «Белоостров». Семь лет незаслуженного заключения ожесточили Эрнандеса, сделали его непримиримым ко всем политработникам. Чтобы уберечь себя от «стукачей» и «слухачей», Родриго ел в своей каюте, а не в кают-компании. Но на него тут же донесли: мол, завел личную буфетчицу, сожительствует с ней. Женская тема, кстати, была заглавной в доносах на горячего капитана-испанца. Он вообще часто пренебрегал многими правилами военно-морского командования «О порядке движения в режимной акватории» — например, разрешил сомлевшим при неисправной вентиляции пассажирам купание на рейде Анапы. За свои хулиганские выходки Эрнандес не раз привлекался к дисциплинарным взысканиям, однако увольнять неудобного испанца боялись. Низвержение политэмигрантов, за правами которых пристально бдил международный Красный Крест, сулило в середине 60-х громкий политический скандал. Да, по сути, увольнять Эрнандеса было и не за что — о его морском мастерстве ходили легенды. Говорили, что он без всяких приборов мог определить плотность электромагнитного потока радарных установок на различных поверхностях парохода.
Но травить доносами непокорного испанца так и не перестали. В 1969 году по поводу Родриго было дано такое заключение: «Комиссия считает, что оставлять на судне капитана Эрнандеса нецелесообразно по мотивам преклонного возраста (69 лет), нервной истощенности, раздражительности, забывчивости. У Эрнандеса наблюдается мнительность, граничащая с манией преследования». Стало ясно, что капитана собираются выдворить на пенсию. В ответ на одну из беспочвенных кляуз он написал следующее: «Я не аристократ. Все мои предки с далеких поколений были капитанами дальнего плавания. Я – республиканский демократ, преданный Республике до последнего дыхания. После Генеральной амнистии 1969 много испанцев уехало домой. Чтобы умереть на Родине. Мне тоже сделали предложение. Но я никогда не покину Советский Союз, где я провел более половины своей жизни, приобрел любимую семью, которая не оставила меня в самые тяжелые для меня годы». Несмотря ни на что капитан Эрнандес оставался убежденным поборником социализма и всеобщего равенства.
Свою последнюю каботажную кормилицу «Колхиду», разделившую с ним невыездную судьбу, Родриго никогда не называл галерой — напротив, одушевлял, обозначал исключительно по-одесски «моя ласточка». Когда на «ласточку» назначили нового молодого капитана – Зелинского — 70-летний Эрнандес просто не уступил тому капитанский мостик. Советский испанец мужественно боролся за место у штурвала, отодвигая неминуемую отставку на год или хотя бы на месяц, пока судно в ремонте. В отпуск сошел добровольно, только когда 10 августа 1970 года в Одесский порт зашел шикарный испанский лайнер «Cabo San Roque», где капитаном на мостике стоял его сын, которого Родриго не видел 34 года (!). После отпуска Эрнандес стал снова отчаянно проситься на «Колхиду»: «Кроме несправедливого отношения к себе, угроз и унижений семилетнего заключения я больше ничего не чувствовал, и моя душа устала от таких ударов. Никому нет дела, как человек будет обеспечивать свою старость и свою семью, как страдать. Какой это страшный финал для человека, который 34 года в СССР ничего не испытывал, кроме переживаний! Я понимаю, что я иностранец и буду абсолютно чужой до последних минут своего пребывания в СССР».
Помог пожилому капитану академик Виктор Файтельберг-Бланк. Он посоветовал испанцу обратиться за поддержкой к генсеку ЦК Компартии Испании Долорес Ибаррури, которая в то время проживала в Москве. «Вы думаете, она меня примет?» — удивленно спросил Эрнандес. «Уверен, что обязательно. Ведь ей не каждый день приходится общаться с капитанами-испанцами, доставившими золото Испании, да и собственный корабль в достояние СССР», — ответил Файтельберг-Бланк. «Пламенная» Долорес с большим расположением отнеслась к земляку. Она вызвала персональную «Волгу» и отправилась с капитаном в ЦК КПСС. Главная испанская коммунистка столь проникновенно побеседовала с советским партийным чиновником, ведающим транспортом и флотом, что тот немедленно позвонил министру Морфлота СССР, и судьба Рохелио Рохельевича была решена. До конца жизни он спокойно работал капитаном на любимой «Колхиде». К сожалению, несмотря на подробное жизнеописание Родриго Эрнандеса, установить дату и место его смерти нам не удалось. Надеемся, что читатели «Маленьких историй» помогут нам в этом. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)".
Владимир Каткевич "Самый неудобный капитан" .
Скончался Р.Р. Эрнандес 21 июня 1985 года в психиатрической больнице.

Фотография А.Крантова, 2025 г.

 

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Александр Михайлович Иванов

Михаил Семёнович Воронцов

Иван и Фёдор Дубиновы